Город
построен, отныне он граждан берет под защиту.
И, отраженьем своим в зеркале чистой реки
Горд, он глядит изумленно, как шпили соборов сверкают
И полыхают огнем медные кровли домов.
Стало известно и церкви святейшей, что город построен,
Ригой ее нарекли, век золотой предрекли.
Славься, Ливонии сердце, царица с завидной судьбою,
Ты как невеста теперь средь королевств- женихов.
"Одическая песнь городу Риге"
Базилий Плиний (1595)
Далеко не все
города знают год своего основания. Риге в этом отношении повезло:
"Хроника Ливонии" Генриха сообщает, что на третий год
предстоятельства епископа Альберта (то есть в 1201 году)"построен
город Рига на обширном поле" (гл. V. 1).
Известен и "отец- основатель" города-
епископ Альберт, которому местные ливы указали место для
строительства города (гл. IV. 5).
Археологические раскопки доказали, что город возник не на пустом
месте, а рядом с торгово- ремесленными поселками ливов, торжищем,
активно посещавшимся купцами со всего Восточно- прибалтийского
региона и из соседних стран (Смоленское княжество, Полоцкое
Княжество, города Псков и Новгород, Литва, Северная Германия,
Скандинавия), а также функционировавшей гаванью. Поэтому год 1201-
это год основания именно немецкого укрепленного населенного
пункта, который который поначалу был отнюдь не больше поселков
местных жителей на берегах рек Риги и Даугавы. И лишь в результате
слияния всех трех поселений сформировался средневековой город Рига.
1. первое немецкое поселение
2. территория после слияния поселков
местного населения и немецкого
поселения
3.расширение территории города до 1264
года
4.территория города в 16 веке
5.земляной вал и ров, вскрытый при
раскопках 1938 года
На этой схеме
видно, что город Рига вырос на полуострове, образованном излучиной
реки Рига и правым берегом реки Даугавы. Хорошо видно на схеме и
Рижское озеро- расширение реки Риги, образующее естественную
гавань глубиной 4 метра и шириной от 40 до 50 метров.
Впервые в
исторических источниках топоним Rīga
упоминается в составленном в 1209 году на латинском языке документе,
в котором епископ Альберт удостоверяет, что в указанном году на
кладбище при церкви святого Петра в Риге (....in
cimeterio beati Petri in Riga) побежденный правитель Ерсики
Висвалдис дарит свое государство церкви Девы Марии и получает его
обратно в качестве лена.
В Хронике
Ливонии, написанной на латинском языке Генрихом в 1224- 1225 годах,
в главах рассказывающих о событиях в низовьях Даугавы в 1198- 1200
годах, слово Rīga встречается неоднократно
(Рижская гора- mons Rigae, место Риги или
поселок- locus Rigae, Рижское озеро-
Riga lacus, Город Рига- Riga civitas
).
А вот название
реки Риги, давшей имя нашему городу, впервые в документах появляется
только в 1297 году (Riga rivus). А с 16 века
реку начинают именовать Ридзиня (Rising, de
Risinghe).
Как пишет
известный археолог, ученый- историк А. Цауне, толкование названия
Риги имеет почти такую же длинную историю, как и сам город.
........На
этом свой рассказ я обрываю, потому что рассказывать о Риге надо
гуляя по ее улицам и они сами будут рассказывать, а я с
удовольствием помогу Вам услышать их рассказы смешные и печальные, о
том времени, когда Рига была еще малюткой и о временах не столь
далеких.
БАЛЛАДА
Каждой балладе
нужен свой герой. И нашей балладе тоже. Назовем его
просто Янис Человек. Янис, Ионас, Иоганн, Иван или Джон...Для нас он
Янис, такое имя у каждого второго мальчишки. И вот вдоль стен
крепостных, по улочкам- вслушайтесь только в названия- Песочная
улица, Конная, Шумная и Сарайная, Кузнечная и Слепой переулок-
по лабиринтам этим пробираются сюда герои нашей баллады.
Широкоскулые
ливы, черноволосые курши, немцы, поляки, русские,
шведы... Ремесленники и ратманы, мудрецы и шуты, врачевательницы
ведьмы, фанатики, готовые замуровать себя в церковной стене...
в одежде их пестрота такая, что порой кажется, будто они
с разных планет- по Исторической улице они идут из самой Истории.
Только не слышно, что они говорят, куда зовут, что за крики, вопли,
стоны- время стерло голоса, и это немое кино.
Немы эти
свидетели, но они свидетельствуют, и как еще! Мы без них как
без рук, без ног. Как смогли бы восстановить Петровскую башню, не
будь
рисунков и чертежей Бинденшу? Как смогли бы мечтать и надеется на
восстановление дома Черноголовых, разрушенного 29 июня 1941 года?
Где был ты,
Янис Человек, в тот момент, когда обрушилась пылающая
Петровская башня, воспламенив все вокруг?
В тот миг ты
был фотограф Вилис Ридзениекс - и ты успел сделать снимок
падающей башни. Когда не в наших силах укротить конвульсии Истории,
мы можем свидетельствовать- в этом смысл.
Стиснув зубы,
выполнять свой долг, в горячей золе отыскивать
несгоревшие детали, взять в руки мастерок и...
Эй, мальчуган,
шныряющий по дворам Старого города, знающий все
ходы и выходы, лазейки и щели! Может, ты выстроишь заново дом
Черноголовых? И как тебя зовут?
И мальчик
(веснушки как звездные блики) останавливается и чуть
испуганно, Будто его застигли врасплох, произносит:
"Меня зовут Янис..."
P.S. Этой
балладе 20 лет. Не мог я вычеркнуть эпизод, хотя ныне дом
Черноголовых возвышается весь в красе своей. Павлин под охраной
Роланда.
Где ты, Янис Человек, мы кричим друг другу и ищем друг друга с
огнем.
Марис Чаклайс
Бульварное кольцо
На этой схеме
видно как выглядела Рига до сноса городских валов. Ригой тогда
называлось то, что сегодня мы называем Старый город. Площадь Риги
была всего 35 га. вне пределов крепости простирались так называемые
предместья. Дома на территории предместий разрешалось строить только
деревянные, так как при приближении неприятеля их нужно было сжечь.
С 1559 по 1812 год предместья сжигались 8 раз. Последний раз они
были сожжены в 1812 году, если верить легенде, по ошибке: разведчик
принял пыль, поднятую стадом коров, за неприятельское войско и
срочно послал в город черную карту, что означало необходимость сжечь
предместья. За одну ночь сгорело 705 жилых домов, 35 общественных
зданий и 4 церкви. Но нет худа без добра: был разработан план
застройки предместий города, который предусматривал прокладку
прямых, широких улиц, образующих прямоугольные кварталы, основные
магистрали новой уличной сети стали продолжением улиц Старой Риги.
По
стратегическим соображениям территория предместий делилась на 5
дистанций: на первых двух не разрешалось возводить дома, начиная с
третьей дистанции строились деревянные дома по особым типовым
проектам. Предместья Риги к началу 19 века давно переросли Ригу. в
1852 году Рига насчитывала около 66 тысяч жителей, и только
четвертая часть из них проживала в Старой Риге.
В 1857 году
было принято решение о сносе городских укреплений. По этому случаю
состоялась торжественная церемония с музыкой и речами, первым вонзил
лопату в землю бургомистр Э. Гримм, председатель комиссии по срытию
валов. Так начались работы, которые продолжались более 5 лет, до
1863 года.
Взамен суровых
укреплений Рига получила пояс городских парков, которые полукольцом
окружают Старый город. Бульварное кольцо занимает 10,5 гектаров, а
городской канал имеет длину 3,2 километра, через него перекинуты 16
разнообразных мостиков.
Я приглашаю
Вас прогуляться по Бульварному кольцу. Мы посмотрим на Ригу с высоты
валов, которые когда- то окружали Ригу, пройдемся вдоль канала и
узнаем, что роднит Ригу с Венецией, почему рижанам не надо
было уезжать из Риги, чтобы принимать лечение минеральными водами и
многое другое. Мы увидим памятник Свободы, театр оперы и балета,
Рижский университет, Христорождественский кафедральный собор,
Художественный музей и Академию художеств. Свои истории и легенды
расскажет Верманский парк и Эспланада. И, конечно же, пред
нами предстанет Рига- кинозвезда.
Югендстиль (модерн) в Старой Риге
В конце 19
начале 20 веков в разных странах распространилось направление,
получившее название стиля модерн от французского слова
"современный"("новый стиль", "ар нуво", "сецессия", "югендстиль",
"модерн"). Этот стиль нашел свое выражение не только в архитектуре,
но и живописи, скульптуре, графике, декоративно- прикладном
искусстве, литературе. Появившись в условиях бурно развивающегося
индустриального общества, стиль модерн, с одной стороны,
характеризовался рациональными конструкциями: широко применялся
железобетон, стекло, облицовочная керамика,- с другой стороны,
он возник как реакция на жестокость индустриальной эпохи, его лозунг
"красота против машин", отсюда его декоративность. Архитектура
модерна стремится к созданию одновременно и эстетически красивых и
функциональных зданий. Одним из принципов архитектуры модерна был
принцип "изнутри наружу": от наиболее оптимального,
индивидуально удобного планирования внутренних помещений к внешнему
облику здания. Благодаря художественной обработке и несимметричности
фасады отражали целесообразность и уютность расположения внутренних
комнат.
Стиль модерн-
это эстетика красоты. Мечта модерна- соединить профессиональное
художественное творчество и производство бытовых изделий, разрушить
стену между искусством "высоким" и прикладным, сделать его красивым
и стильным. Модерн- искусство нежное, он тотальное. Одинокие вещицы
не приживаются, в стиле модерн должно было быть выполнено все: от
плана помещений, до дверной ручки и лестничных перил, от мебели и
светильников, до платья хозяйки. Страстные поклонники стиля модерн
всегда имели особый склад характера- легкое декадентство на фоне
общей мечтательности.
К рубежу веков
женщина впервые оказалась в центре европейского общественного
внимания. Важную роль в этом сыграли эмансипация, движение
суфражизма, введение высшего и специального образования для женщин,
что способствовало вхождению женщин в искусство. Певицы, актрисы,
танцовщицы, художницы (Сара Бернар, Лои Фуллер, Анна Павлова, Вера
Комиссаржевская, Маргарет Макинтош) стали символоми эпохи. Женщина
воплощала самые отвлеченные и полярные понятия эпохи- надежду и
смерть, любовь и ненависть, чистоту и греховность, весну и
молодость, зиму и старость. Остро новой для того времени,
привлекавшей поразительными открытиями в психологии, стала тема
эротики, воплощенная в женщине. Все это сделало женщину своего рода
идолом, предметом и самым расхожим объектом искусства.
И каждый
вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно,
пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют
древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
А. Блок
Бронза и
фарфор, мебель и облик зданий, украшения, одежда, духи – все было
декорацией в спектакле о Прекрасной Даме, воспетой А.Блоком.
Загадочные
лики рыжеволосых красавиц с бледными, бесстрастными лицами- стали
символоми эпохи.
Фернан Кнопф
"Поцелуй" 1887 год
Альфонс Муха
"Лето" 1896
Франц фон
Штук
"Чувственность"
В струении
одежд мерцающих ее,
В скольжении шагов - тугое колебанье
Танцующей змеи, когда факир свое
Священное над ней бормочет заклинанье.
Бесстрастию
песков и бирюзы пустынь
Она сродни - что им и люди, и страданья?
Бесчувственней, чем зыбь, чем океанов синь,
Она плывет из рук, холодное созданье.
Блеск
редкостных камней в разрезе этих глаз.
И в странном, неживом и баснословном мире,
Где сфинкс и серафим сливаются в эфире,
Где излучают
свет сталь, золото, алмаз,
Горит сквозь тьму времен ненужною звездою
Бесплодной женщины величье ледяное.
Шарль Бодлер
Перевод А. Эфрон
Женские фигуры
и маски стали самой характерной и узнаваемой визитной карточкой
архитектуры модерна, которые в отличии классических кариатид всегда
имели индивидуальные черты, подчеркивая многообразие красоты, а не
редко имели и вполне узнаваемые современниками черты.
Источником
вдохновения для художников модерна была природа, большинство
символов и линий модерна почерпнуты из нее. Объектом особого
внимания в модерне становятся водная стихия, изменчивая, неуловимая,
загадочная и опасная. Водные лилии с длинными изгибающимися
стеблями, кувшинки, загадочно шелестящие камыши становятся
излюбленными объектами художников, поэтов, архитекторов. Изгиб
шеи лебедя, силуэт одиноко стоящей цапли, реальные обитатели
морского дна и мифологические персонажи такие как русалки и наяды-
все это многократно тиражируются в произведениях модерна. Мир Флоры
оказался тем кладезем откуда художники модерна черпали свои идеи и
вдохновение, сложился даже культ излюбленных цветов: орхидеи,
тюльпаны, ирисы, лилии, маки, нарциссы.
БОЛОТНЫЕ ЛИЛИИ
Побледневшие, нежно-стыдливые
Распустились в болотной глуши
Белых лилий цветы молчаливые,
И вкруг них шелестят камыши.
Белых лилий цветы серебристые
Вырастают с глубокого дна,
Где не светят лучи золотистые,
Где вода холодна и темна.
И не манят их страсти преступные,
Их волненья к себе не зовут.
Для нескромных очей недоступные,
Для себя они только живут.
Проникаясь решимостью твердою
Жить мечтой и достичь высоты,
Распускаются с пышностью гордою
Белых лилий немые цветы.
Расцветут, и поблекнут бесстрастные,
Далеко от владений людских,
И распустятся снова, прекрасные,—
И никто не узнает о них.
К. Бальмонт
Основа
стиля модерн- это символ. В стихах поэтов символистов мы находим все
мотивы характерные для живописи, скульптуры, декоративно-
прикладного искусства и архитектуры модерна.
Век модерна
был недолог, но во всех европейских странах и в Америке он оставил
яркие, легко узнаваемые следы во всем к чему прикасалась рука
художника. Пролетела "прекрасная птица модерна" и над Ригой,
разбросав по всему городу свои яркие перья. Полюбоваться на эти
"перышки", украсившие средневековый Старый город, я вас и приглашаю.
Жемчужины югендстиля в Риге
Улица Алберта
имеет длину всего 260 метров, но именно на ней построены дома,
которые мы сейчас относим к "жемчужинам" югендстиля ( модерна) в
Риге. Неслучайно в доме номер 12 по улице Алберта в 2009 году был
открыт музей югендстиля. Дом этот построен архитектором К. Пекшеном,
вторым латышским архитектором получившим профессиональное
образование, в разработке проекта принимал участие и ученик Пекшена
Э. Лаубе, ставший в последствие профессором и почетным доктором
архитектуры, деканом архитектурного факультета Латвийского
университета. Здание было личным домом Пекшена, здесь до 1907 года на первом
этаже была его квартира и мастерская, на пятом этаже
специально для его друга, художника Я. Розенталса, была
спроектирована квартира- студия. В квартире К. Пекшена сейчас и
находится музей югендстиля, а на пятом этаже с 1973 года открыта
мемориальная квартира-
музей Я. Розенталса и писателя Р. Блауманиса, где нас окружает та же
атмосфера модерна. "Здание на улице Алберта 12 приближается к
идеалу, олицетворявшему главное стремление модерна- творить по
законам красоты, добиваясь художественной выразительности в любой
обыденной вещи, в любом изделии утилитарного назначения и, конечно
же, в архитектуре"- Я. Крастыньш, профессор, историк
архитектуры.
Но изюминкой
рижского югендстиля бесспорно являются дома спроектированные
Михаилом Эйзенштейном. Дома, спроектированные им, поражают
фейерверком необузданной фантазии и как магнит притягивают к себе
взгляды.
В неспешной
прогулке мы полюбуемся "жемчужинами" нанизанными на нить улиц
Элизабетес, Антонияс, Алберта, Стрелниеку, где югендстиль предстанет
пред нами во всем своем многообразии.